Консалтинг для органов управления регионов и муниципалитетов

*

1) Разработка стратегий, планов и программ социально-экономического развития федеральных округов, регионов и их отдельных муниципальных образований.

Цель. Формирование адекватной профилю и задачам развития территории концепции и программы повышения уровня социально-экономического развития и качества жизни населения.

Потенциальные партнёрские организации: Минэкономразвития РФ, Правительства субъектов РФ, Администрации муниципальных образований.

Cодержание. Разработка концепции, стратегии, планов социально-экономического развития территорий различного уровня включает в себя в качестве обязательных такие виды работ как проведение детальной диагностики социально-экономического положения территории, SWOT-анализ  (анализ сильных, слабых сторон развития, возможностей и трудностей развития), определение конкурентных преимуществ территории, формулирование миссии и концепции развития. В ходе работ обязательными являются статистические обследования территории и ключевых предприятий-налогоплательщиков, социологическое обследование населения и представителей малого и среднего бизнеса, разработка концепции и детального плана реализации концепции, стратегии, плана социально-экономического развития на заданную перспективу. В качестве инструментов реализации стратегии разрабатывается прогноз развития территории и сценарии возможного развития (базовый и альтернативные). Формируется конкретный план-график реализации предлагаемой концепции, с включением сроков реализации каждого этапа, разработкой системы индикаторов достижения результата и механизма управления реализацией программы. Формируется перечень программных мероприятий на основании предложений Администрации, коллектива-разработчика, представителей бизнеса территории, обоснованный по срокам и источникам финансирования.

Основным документом, определяющим подход исполнительной власти в лице Минрегиона России к стратегическому планированию регионального развития, является «Концепция Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации». Второй документ — проект «Требований (технический стандарт) к стратегии социально-экономического развития субъекта РФ», который предлагает регионам некоторый унифицированный взгляд федерального центра на формат и содержание региональных стратегий как документов, представляемых для согласования в МВК при Минрегионе России. Данные документы являются основополагающими для разработки стратегических документов развития территорий.

Порядок проведения. Работы проводятся в соответствии с решением соответствующего органа государственной или муниципальной власти. В ходе выполнения работ создается организационная группа из представителей администрации, которая координирует взаимодействие коллектива-разработчика с остальными подразделениями Администрации, представителями бизнеса и населения. В ходе совместной деятельности коллектива-разработчика и органа исполнительной власти проводятся встречи с ключевыми представителями Администрации, представителями бизнеса территории, формируются общие представления относительно целей, задач стратегического плана или программы, плана развития. После формирования  окончательного варианта документа он выносится на обсуждение администрации. Затем документ представляется законодательному органу власти территории для окончательного утверждения и принятия к исполнению. Представители исполнителя сопровождают процесс обсуждения и принятия документа.

2) Диагностика состояния региональных рынков, отраслей и сфер региональной экономики.

Цель. Выявление состояния, перспектив роста и проблем развития локальных и региональных сегментов и секторов экономики в целях реализации адекватной региональной политики стимулирования их роста и повышения эффективности. 

Потенциальные партнёрские организации: Минэкономразвития РФ, Правительства субъектов РФ, Администрации муниципальных образований, отдельные министерства и департаменты, крупные бизнес-структуры.

Cодержание. Анализ предполагает комплексную оценку состояния конкретной сферы бизнеса (отрасли, сферы экономики) в целях формирования представлений о ресурсах, ограничениях, конкурентных преимуществах её развития на данной территории. Разработка предполагает анализ как экономических показателей эффективности отрасли, нормативных регулирующих отраслевое развитие документов, так и специфики предприятий на данной территории. Анализируется структура собственности предприятий, локализация центров извлечения прибыли, инвестиционная деятельность предприятий, их производственные планы и оценка ими бизнес-среды, в том числе применительно к конкретной сфере деятельности.

Порядок проведения. Проведение работ предполагает оценку ситуации, анализ целей и перспективных форм развития данной сферы бизнеса в конкретных территориальных условиях, заключение об эффективности, круге проблем и возможных перспективных направлениях развития данной сферы деятельности. Анализ предполагает исследование в том числе возможных источников финансирования и использования мер поддержки отрасли или вида деятельности со стороны федеральных органов власти. В зависимости от конкретных целей исследования могут формулироваться предложения по расширению, сегментации рынков, формированию стратегий инвестирования и повышения эффективности бизнеса и бизнес-среды (в том числе институциональные меры, меры стимулирования со стороны государства и территории).

3) Консультирование и научное сопровождение органов государственного и муниципального управления, а также бизнеса в области внешнеэкономической деятельности.

Цель. Повышение эффективности внешнеэкономической деятельности для участников ВЭД и территории локализации  предприятий-экспортеров.

Потенциальные партнёрские организации: Минэкономразвития РФ, Правительства субъектов РФ, Администрации муниципальных образований, отдельные министерства и департаменты, крупные бизнес-структуры.

Cодержание.  Работы в данной сфере предполагают оценку как потенциала предприятий-экспортеров региона, так и анализ внешней среды, её конкурентных особенностей и перспектив повышения уровня присутствия на внешних рынках. Для территорий в этой связи актуальной является разработка Стратегии поддержки предприятий-экспортеров, адекватная по целям и средствам достижения целей, ориентированной на более широкий выход вовне производителей региона, и основанной на учете сильных и слабых сторон местных предприятий-экспортеров. Для предприятий аналогичный анализ может основываться на увязке целей их собственного развития и состояния потенциальных рынков сбыта продукции.

Порядок проведения. Работы в целях создания Стратегии и программы повышения потенциала экспорта регионального уровня предполагают создание рабочей группы Администрации и коллектива-разработчика, которая совместно вырабатывает приоритеты стимулирования экспорта в регионе, проводит анализ и формирует систему мониторинга ситуации. Процедуры включают социологическое обследование предприятий-экспортеров, которое позволяет выявить приоритеты развития и проблемные ситуации в расширении экспорта. В ходе работ формируется конкретный перечень направлений возможного стимулирования внешнеэкономической (экспортной) деятельности предприятий региона, а также перечень конкретных мероприятий в данном направлении.

Для бизнес-структур формирование аналогичных стратегических приоритетов и инструментов их достижения возможно на основании институциональных, законодательных возможностей повышения экспорта и анализа внешней среды (тенденций конкретного сегмента рынка и перспективных географических направлений экспорта).

4) Экспертиза стратегий, программ развития и инновационных проектов в промышленности, агросекторе, общественном секторе и сфере услуг. Разработка программ развития инновационной активности на территории.

Цель. Оценка актуальности и перспектив коммерциализации конкретных инновационных проектов в контексте состояния спроса и конкурентной среды.

Потенциальные партнёрские организации: Минэкономразвития РФ, Правительства субъектов РФ, Администрации муниципальных образований, отдельные министерства и департаменты, крупные бизнес-структуры, государственные поставщики, НКО.

Cодержание. Работы предполагают анализ состояния спроса в конкретном сегменте рынка, исследование состояния разработок и возможности экспорта продукции, анализ кадровой, технологической и институциональной среды реализации разработки, а также социальных и экономических эффектов, в том числе в части решения задач интеграции науки и бизнеса.

Порядок проведения. Предполагает формулирование целей и задач экспертизы, формирование комплекса методов оценки в соответствии с профилем проекта, аналитическое и расчетное обеспечение выводов и заключений. В итоге формулируется экспертное заключение относительно возможности реализации, основных проблем реализации и эффектов предлагаемого проекта для бизнеса и региона. 

5) Мониторинговые социолого-экономические исследования, включая оценку уровня жизни и социальной напряжённости в регионах и муниципальных образованиях, социальный аудит действующих на территории учреждений и предприятий.

Цель. Выявление проблемных ситуаций и путей их устранения в социальной политике государственных органов власти и муниципалитетов, а также общественных организаций.

Потенциальные партнёрские организации: Минэкономразвития РФ, Правительства субъектов РФ, Администрации муниципальных образований, отдельные министерства и департаменты, крупные бизнес-структуры, профсоюзные организации, политические партии.

Cодержание.  Работы предполагают использование социологических процедур анализа состояния территории, результатов деятельности органов власти, включая формирование углубленного представления мнений населения по поводу необходимых целей развития, адекватности и результативности мер их достижения. Итогом работы являются обобщенные социологические карты ситуаций, дающие преставление относительно провалов социальной политики, особенностей социальной ситуации и степени социальной напряженности в муниципалитете или регионе в целом.

Порядок проведения. Социологические обследования дают детальное представление об остроте проблемы на территории, на том или ином предприятии (организации). За формулированием цели следует этап разработки программы обследования. Таковая может включать как сплошное обследование, так и проведение фокус-групп и углубленных интервью с представителями органов власти и бизнеса. Для проведения интервью разрабатывается выборка, которая обеспечивает репрезентативность обследования и дает релевантные результаты.

6) Социально-экономическое картографирование (на основе ГИС-технологии), разработка комплексных и тематических атласов для регионов.

Цель. Картографическое представление широкого спектра параметров развития территории, параметров качества жизни населения, локализации и пространственных особенностей проблем экономики и социальной сферы, территориального планирования.

Потенциальные партнёрские организации: Правительства субъектов РФ, Администрации муниципальных образований, отдельные министерства и департаменты, крупные бизнес-структуры, профсоюзные организации, политические партии.

Cодержание. Работы по ГИС-анализу информации о ситуации в муниципалитетах, городах и регионах представляют собой продвинутый инструмент анализа пространственных особенностей социально-экономической ситуации, особенностей пространственной организации территории муниципалитетов, городов, характера коммуникаций и потоков (транспортных, торговых, финансовых, иных)

Порядок проведения. ГИС-анализ предполагает постановку цели, установление пространственных границ анализа, а также выявление уровня обеспеченности информацией относительно процессов, которые предполагается анализировать с помощью ГИС. После этого осуществляется формирование базы данных, которая должна покрывать всю исследуемую территорию; данные призваны отражать явление в его полноте. Картографирование и создание других элементов ГИС (графический, табличный материал) является этапом визуализации собранной информации. Итогом является формирование аналитики о пространственных особенностях социально-экономических явлений и ситуаций, формирование пространственно адаптированной стратегии развития. Данный инструментарий может быть использован при разработке стратегий и планов социально-экономического развития региона и муниципалитетов.

7. Институциональная динамика региональной экономики, в т.ч. ее общественного сектора

Цель. Идентификация особенностей институциональной структуры региональной экономики, выявление сложившихся институциональных ловушек и обоснование направленности институциональных изменений, прежде всего общественного сектора

Потенциальные партнёрские организации: Правительства субъектов РФ, Администрации муниципальных образований, отдельные министерства и департаменты, учреждения сферы образования, здравоохранения, государственные и муниципальные предприятия.

Cодержание. Диагностика состояния институциональной структуры в муниципалитетах, городах и регионах, выявление институциональных ловушек, в частности степени коррупции на территории, оценка степени удовлетворения потребностей населения в общественных благах и услугах, разработка системы мер по институциональной модернизации системы удовлетворения общественных потребностей через закупки товаров и услуг бюджетных учреждений, органов власти всех уровней и регулируемых организаций. 

Порядок проведения. Институциональный  анализ предполагает аудит сложившихся институтов (правил и норм), регулирующих поведение экономических субъектов, в частности, в процессе обеспечения потребностей общественного сектора региональной экономики, как формальных, так и неформальных, выделение неэффективных институциональных образование и обоснование системы мер по выращиванию (или импорту положительного опыта других регионов) эффективных институтов, обеспечивающих ускорение экономического развития, в частности, общественного сектора региона, обеспечивающего удовлетворение  потребностей населения в общественных благах и услугах. Данный инструментарий может быть использован при разработке стратегий формирования региональных составляющих Федеральной контрактной системы РФ.