Центр мониторинговых социологических исследований

*

Контакты: 

E-mail: isep@sfedu.ru

Виды деятельности: 

Центр мониторинговых социологических исследований

 

Социологическое направление в деятельности СКНИИЭ и СП ЮФУ

СКНИИЭ и СП берет начало с социологической лаборатории Ростовского университета – старейшего социологического подразделения на Юге России (1964г.) В дальнейшем, по мере расширения масштабов и углубления тематики исследований, развития кадрового состава изменялся статус: из кафедрального подразделения лаборатория стала общеуниверситетской (официальное название – лаборатория социологических проблем труда и образования – 1981 г.). В 1985г., когда Постановлением Правительства был образован СКНИИ Э и СП, лаборатория вошла в его состав.

Основными направлениями являются исследования различных аспектов социально-экономического, социального и инновационного развития региона, отслеживание проблем образования и рынка труда. Особое внимание уделяется мониторингу социального самочувствия населения, электоральным исследованиям, выполняемым по заказам территориальных органов власти, политических партий и объединений.

Руководителем социологического направления СКНИИ Э и СП является 
д.э.н., проф. Колесников Ю.С. (в 1985-2010 гг. зам. директора СКНИИ Э и СП по науке, в н.в. - г.н.с. института и, параллельно - зав. кафедрой прикладной социологии факультета социологии и политологии ЮФУ). Ведущие сотрудники: с.н.с. Бойко Л.И. (общественное мнение, социология образования, электоральная социология, рынок труда), н.с. Гайдукова Е.П. (маркетинговые исследования, общественное мнение) – супервайзер полевых этапов исследований, с.н.с., к.э.н. 
Кижикина В.В. (рынок труда), н.с., к.с.н. Крупеникова Л.Ш. (общественное мнение, социология образования), м.н.с., к.с.н. Колесникова Е.Ю. (социология образования), с.н.с. Королева Н.П. (рынок труда), ученый секретарь СКНИИ Э и СП, к.г.н. Черкашина О.А. (маркетинговые исследования), с.н.с., к.э. н. Латушко Н.А. (проблемы социального и местного самоуправления).

Традиционным для СКНИИ Э и СП является сотрудничество с ведущими центрами страны. Среди них Институт Социологии РАН, ВЦИОМ, Служба изучения общественного мнения «Vox populi», Институт проблем народонаселения РАН, Центр политических технологий, Маркетинговый Информационный Центр (TNS Marketing Information Center (МИЦ)), Служба «Мнение», Маграм (MAGRAM Market Research), РОМИР, КОМКОН, Национальный Фонд подготовки финансовых и управленческих кадров, Центр международных управленческих программ «Практик», МГУ, в т.ч. в рамках совместной программы с Госдепартаментом США.

В настоящее время устойчивыми партнерскими отношениями СКНИИ Э и СП связан с:

  1. Центром социального прогнозирования и маркетинга, Cоциоцентр Министерства образования и науки РФ (рук. проф. Шереги Ф.Э.), в т.ч. исследования:
  • Всероссийский опрос «Безопасность в нашей жизни» - изучался интерес к работе различных правоохранительных органов в России, источники информации об их деятельности - октябрь 2008г
  • Оценка деятельности правоохранительных органов в настоящем и перспективы этих ведомств на будущее - ноябрь 2008г.
  • Опрос о социальных последствиях финансово-экономического кризиса (фобии) ”Как живется в современной России” – безработица, занятость, просроченные кредиты, уровень жизни и пр. – февраль 2009г.
  • Исследование для Российского общества социологов образовательных и профессиональных путей рабочей молодежи России - опрос молодых рабочих разных уровней квалификации, представителей администрации, руководителей профессиональных училищ, по подготовке рабочих для высокотехнологичных и обрабатывающих отраслей по программе «Рабочая молодежь: образовательные и профессиональные траектории» - март 2009г.
    • Опрос по беспризорникам и наркоситуации – март 2009г.
    • Обследование общеобразовательных учреждений с целью изучения использования информационно-коммуникационных технологий и свободного программного обеспечения в сфере образования в регионе – опрос руководителей городских и сельских образовательных учреждений по вопросам информатики – февраль 2010г.
  1. Центром социологических исследований «Опинио» МГУ им. Ломоносова (рук. проф. Туманов С.В.)
  • Исследование «Общественное мнение об Олимпийских играх «Сочи 2014» - ноябрь 2009г.
  • Проект "Здоровье населения и социальные перемены" – международный научный проект, посвященный исследованию динамики состояния здоровья населения и здравоохранения в странах СНГ – апрель-май 2010г.
  1. Международным институтом маркетинговых и социальных исследований "ГФК-Русь"
  • Consumer Tracking – (мониторинг потребления продовольственных и непродовольственных товаров) – потребительская панель домашних хозяйств в городах и селах Ростовской обл.
  • Non-Food Tracking – регистрация произведенных продаж предприятиями розничной торговли, информация собирается по 38 товарным группам.

В настоящее время социологическая составляющая в деятельности Института представлена следующими направлениями:

  1. Социология образования

1.1.         Социальное и профессиональное самоопределение молодежи, проблемы выбора профессии

1.2.         Неравенство в доступе к образованию, формирование студенческих контингентов

1.3.         Студент в учебном процессе: уровни активности, предпочтения, отношение к будущей профессии, взаимодействие с профессорско-преподавательским составом, социальные и профессиональные компетенции, сочетание учебы и трудовой деятельности и др.

1.4.         Формы и уровни гражданской и политической активности, правовое и историческое сознание

1.5.         Ценностные ориентации и нравственные установки

1.6.         Этническая и религиозная толерантность

1.7.         Траектории выхода выпускников на рынок труда

1.8.         Взаимодействие рынка образовательных услуг

1.9.         Проблемы профессорско-преподавательского состава

  1. Электоральные исследования

2.1.         Намерение участвовать в выборах различных групп населения

2.2.         Степень доверия к кандидатам, «портрет» желаемого кандидата

2.3.         Динамика электоральных установок и позиций

2.4.         Типология избирателей

2.5.         Рейтинговый блок

2.6.         Восприятие различных методов агитации

2.7.         Прогноз исхода выборов

  1. Социальная напряженность в территориях и трудовых коллективах

3.1.         Общественное мнение об экономической и социальной ситуации

3.2.         Оценка собственного материального положения

3.3.         Общественное мнение о деятельности органов власти и руководства предприятия

3.4.         Элементы социальной и производственной ситуации в восприятии населения и работников

3.5.         Возможности участия в акциях протеста и поводы для выступлений

4.  Социологические аспекты маркетинговых исследований и изучение поведения

4.1.         Определение целевого рынка, стратегии охвата нового рынка

4.2.         Сегментирование рынка товаров и услуг

4.3.         Стратегии «захвата рынка» и «проникновение на рынок»

4.4.         Оценка политики продвижения: рекламы, пропаганды, личных продаж и стимулирования сбыта

4.5.         Исследовательские дизайны: поисковые, описательные, причинные

4.6.         Прогноз развития рынка

Используются как количественные (опросы разных видов, включая холл-тесты), так и качественные методы (фокус-группы различных модификаций, глубинные интервью).

Для проводимых социологических исследований характерны

  1. Оперативность (исходя из целей исследования сбор информации может осуществляться не более недели)
  2. Комплексное использование методов прикладной социологии
  3. Репрезентативность (строгое соблюдение параметров выборки), максимально корректное моделирование генеральной совокупности
  4. Использование проверенного на практике инструментария и приемов их анализа

В исследованиях участвуют штатные и привлеченные (прошедшие подготовку и имеющие серьезный опыт) сотрудники, лучшие студенты факультета социологии и политологии ЮФУ. В работе одновременно могут принимать участие до 25 интервьюеров и процедурников.